XCAR5000 - Икс Кар такси промокод
Проект ФЗ "Об образовании"

Проект ФЗ «Об образовании»
Образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 
Центр информационных технологий 
Департамент образования мэрии городского округа Тольятти 
АСУ РСО 
 
ТолВики
 
Министерство образования и науки Российской Федерации
 
Счетчик посещений
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня5
mod_vvisit_counterВчера0
mod_vvisit_counterНа этой неделе5
mod_vvisit_counterВ этом месяце9
mod_vvisit_counterВсего537108
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Развитие речи у ребенка пятого года жизни

Пятый год - середина дошкольного периода. Как незаметно мы до нее добрались. А ведь именно в этом возрасте окончательно  формируются главные черты характера маленького человека. Вот, не приучен убирать за собой игрушки - и не будет этого делать в будущем уже и со всеми прочими предметами. Если "хочу" воюет с "надо" и побеждает - готовьтесь оказаться лицом к лицу с рабом хотений и желаний.
Иногда родители удивляются: ну, в кого она у нас такая, мы-то ведь такие послушные были, аккуратные, занимались с удовольствием, от кого же наша дочка унаследовала лень и капризность? А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Как вы думаете? Не отрицая влияния наследственности и пр. все-таки уповаем на ваш родительский долг - воспитывать свое дитя... Это же относится и к речи. Влияние окружающих, той обстановки, где живет ребенок, имеет огромное значение. Чем старше ребенок, тем большее воздействие на него оказывает мир, в котором он живет. Так что в ваших руках мощные рычаги воспитания и развития. А мы будем помогать вам по мере сил и желаний.

Часто родители с гордостью говорят о том, что ребенок предпочитает играть сам, один, с игрушками. Это не доставляет никаких хлопот, позволяет маме и папе иметь свободное время. Конечно, хорошо, что малыш может себя занять, но не стоит слишком уж увлекаться этим. Ничто не заменит ребенку общения с родными. Малыш пятого года жизни тянется к взрослым, ему интересно поговорить с ними, поделиться своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Ему уже под силу терпеливо, до конца выслушать ваш ответ на вопрос, ваши объяснения.
Начнем с чтения. Малыш обладает сейчас хорошей памятью, как правило, легко запоминает даже довольно длинные стихи. И нам с вами, уважаемые родители, это очень нравится. Еще бы - сын перед гостями читает что-нибудь вроде "У лукоморья дуб зеленый..." или "Как ныне сбирается вещий Олег..." Но... Конечно, надо читать, и стихи надо читать, и прозу. Все ли понимает ребенок из читаемого? Все ли слова знакомы?
Читать намного проще, чем рассказывать, верно? Вот вы сели вечером с хорошей книжкой, почитали. Ребенок послушал. Но ни о чем не спросил. Все понял? Может быть и так. Но все же лучше было бы обсудить с ребенком прочитанное, а то и рассказать что-нибудь в тему. Кроме того, потихонечку учите ребенка пересказывать прочитанное, иначе у него не будет развиваться умение высказывать свои впечатления и мысли свободно.
Очень полезно рассказывать ребенку сказки "с продолжением". Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. Одна четырехлетняя девочка, прослушивая такую историю вечером, предлагала свой вариант, который зачастую оказывался ничуть не менее интересным, чем мамин. В конце концов мама стала просить дочку рассказывать свой вариант первой... Вы сразу поймете по реакции ребенка, интересно ему ваше творчество или нет.
Иногда малыш настолько проникается героями и темой рассказа, что готов изобразить их. Помнится портрет Фуфони - персонажа, придуманного одной активной мамой, вернее, персонаж-то был придуман мамой, а имя ему (точнее, ей) дала дочь. Рисунок изображал нечто круглое, похожее на облачко, с глазками-бусинками и улыбающимся ртом, на коротеньких ножках и с коротенькими ручками... И отношение ребенка к Фуфоне было ясно выражено в этом замечательном и очень искреннем рисунке.
Итак, читаем, пересказываем, рассказываем. И, конечно, продолжаем копить слова. Их становится всё больше и больше, за этот год их станет уже около 3000!
Мы уже говорили о названиях профессий. Объясняем малышу новые названия, это уже более сложные слова, обозначающие то, о чем ребенок еще недавно не знал: летчик, капитан, космонавт. Слова, связанные с темой транспорта, легче усваиваются в комплексе. Например, вы покажете ребенку картинки, на которых изображены разные транспортные средства, или сделаете это на улице, во время прогулки, поездки. Малыш назовет все, что увидел, а у вас еще и несколько загадок припасено в тему, малыш отгадывает. Верхом творчества в данном случае будет рисование поезда или автобуса.
Только не все сразу. И от названий и описаний, отгадывания и рисования плавно подступаем к "стюардессе", "вагоновожатому", "кондуктору". Чем больше слов, тем лучше. Если вы представитель какой-либо сложной профессии и раньше не рассказывали ребенку о своей работе,то теперь стоит это сделать. Попробуйте рассказать, с помощью чего вы выполняете свою работу, а также с помощью чего делают свое дело представители других профессий. Например, кассиру нужна касса, врачу - градусник, вата, бинт, шприц.
Часто ребенок любит играть в "доктора", "учителя", "повара". Во время такой игры, в которой и вы с удовольствием поучаствуете, новые слова и выражения, новые знания укрепляются прочнее, чем при простом рассказывании. Можно и просто спросить, показав малышу картинки с изображением портнихи, учителя, продавца: "Кому что нужно для работы?" Хорошо, если вы приготовили еще и картинки с изображением этих нужных вещей. Ребенок их сначала подбирает, а потом называет.


Хочу я стать врачом. Зубным.
И улыбаться всем больным.
- Не дергайся, голубчик,
Вот твой молочный зубчик.

И продавцом хочу я быть.
Но за прилавком - не грубить.
- Пройдите, бабушка, вперед,
А этот мальчик подождет.

Быть парикмахером хочу.
Девчонкам косы отхвачу
И сделаю им стрижку
Под плюшевого мишку.
(Я. Аким)

Однажды на прием к автору мама привела девочку, девочке было около пяти лет. Маме казалось, что девочка мало разговаривает и, значит, мало знает. По ряду причин посещать занятия мама не могла и ей были даны подробные рекомендации, как играть с ребенком и развивать речь. Но ничего не получалось, пока мама не освоила сюжетную игру. Тут у мамы внезапно обнаружился настоящий талант. Она не только играла, но и разговаривала с дочкой, следуя нашим советам, ведь причиной молчаливости малышки были особенности ее характера. И у девочки появилось желание общаться, разговаривать. Игра, в которой ребенок проявил себя по-новому, в новой для себя роли, оказалась тем толчком, который и был нужен.


Как и раньше, мы продолжаем осваивать новые слова во время деятельности и стараемся сделать саму деятельность разнообразной. Дети увлеченно работают в Школе ремесел. Вот уж где простор и для развития речи, и для развития множества умений и навыков! Кстати, о поделках и ловких пальчиках. Хорошо известно, что активные, тонкие движения пальцев рук стимулируют развитие детской речи.

 

Ребенку уже приходилось держать в руке карандаш и использовать его по назначению, но задания, которые вы ему предложите теперь, выводят малыша на новый этап. Ведь до школы уже рукой подать! Вас ждут письменные задания, ни с чем не сравнимая прелесть шатающихся палочек и разнобойных крючочков. Подготовимся к встрече с ними. Попробуйте предложить ребенку вот такие задания:


- Продолжи узор.
- Прокатись.
- Учимся штриховать.
- Дорисуй.
- Раскрась.
- Обведи.


Пусть малыш штрихует и обводит, продолжает линии ровные и волнистые, дорисовывает и рисует. Такие занятия не должны быть слишком длительными, заштриховал несколько фигурок, и достаточно на сегодня, обвел несколько рисунков, и хватит. Подумайте и о столике для малыша, и о его позе при выполнении таких заданий, и об освещении рабочего места ребенка. На полу хорошо играть, но писать лучше за столом.

 

Пальчики ловко управляются с карандашом, получаются хорошие штриховки и обводки (не сразу, но получаются), а вы уже готовы к новым заданиям. Помните, вы учили малыша вставлять знакомые звуки, слова, словосочетания в рифмованные тексты, заканчивать знакомые строчки.

 


Очень-очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...(позвал)
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый...(пирог)

Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости...(не идут)
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек...(отломил)

Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту...(съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошек...(не нашли)
(Д. Хармс)

Очень страшная история

Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пёс большой залаял гулко.

Сказал младший: - Вот напасть,
Хочет он на нас...(напасть).
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в...(пасть).

Всё окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало...(ясно).
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою...(булку).
(Д. Хармс)

 

 

Программное содержание: Учить детей складывать бумагу гармошкой, развитие мелкой моторики рук,  развивать глазомер.

 

Присутствовало: 15 человек        

Провела: Насирова Д.Э.

                                                                                                       

    30.04.09г.
 
« Пред.   След. »
Логотип
Главная
Общие сведения
Нормативное сопровождение
Образовательная деятельность
Коррекционная работа
Наши педагоги
История, традиции, достижения
Новости
Опросник
Творчество детей
Работа с родителями
Фотогалерея
Полезные ресурсы
Гостевая книга
Напишите нам!
Поиск по сайту
Форум
Карта сайта